Школьные стрелки: мотивы, причины и факторы, влияющие на их распространение
Последнее время часто всплывают новости о том, как ученик открыл стрельбу в школе и убил много людей. В частности, это относится к США (и не только!). Их называют «школьные стрелки», «школьные шутеры» и др. Почему такое происходит, и какие мотивы могут стоять за школьным шутингом с позиции психологии?
На самом деле, проблема массовой стрельбы в школах охватывает не только психические расстройства и вопросы регулирования оружия.
Это также связано с особенностями группового взаимодействия (лидер-аутсайдер), системой ценностей (что наиболее важно), внушаемостью (желания подражать) и травматизацией. Безусловно, можно заметить, что наиболее частым примером школьного стрелка выступает определенный тип личности: подросток мужского пола из полной семьи среднего класса, имеющий чудаковатое и отстранённое поведение и обладающий небольшим количеством друзей. Чаще всего этот ученик страдает от буллинга или недопонимания, равнодушия со стороны сверстников.
(Прим. Буллинг – массовая травля одного человека группой лиц, включающая запугивание, физическое и психологическое насилие и унижение. Буллинг также может проходить с помощью интернета и СМИ (кибербуллинг). Исходя из этого, месть за буллинг является одним из мотивирующих факторов, влияющих на свершение таких преступлений. Когда человек копит в себе чувства обиды и злости, никак их не выражая, он может «взорваться» в один момент и «взорвать» окружающих. Именно поэтому очень важно справляться со своими чувствами в моменте, не откладывая их в «долгий ящик». С этим могут помочь простые психологические приемы.
Помимо буллинга, решающими факторами могут выступать психотические расстройства (шизофрения, шизоаффективное и биполярное расстройства) и выраженные темные черты характера (нарциссизм, макевиаллизм, психопатия)
Психотические мотивы и причины:
Наличие сверхценной идеи о собственной значимости и особых правах в отношении других людей (Чаще всего возникает в маниакальном психозе и характеризуется комплексом Бога)
Вера в теории заговора
Паранойя и убеждение, что люди хотят навредить (расстрел как способ защиты от этого)
Голоса, приказывающие совершать насильственные действия
Обряды жертвоприношения
Галлюцинации (человек хочет расстрелять их, но в итоге убивает реальных людей)
Компульсивные ритуалы, чтобы избавиться от навязчивых мыслей (Должен убить людей, чтобы мама не умерла и т.д.)

Мотивы, соответствующие тёмной триаде личности:
Демонстрация превосходства над правилами и законами
Устранение людей с целью укреплением своего эго («Раз я лишил жизни стольких людей, значит, я очень сильный и значимый»)
Привлечение внимания, провокация и желание доминировать (Удовольствие от того, что вызывал у людей сильные эмоции)
Импульсивность, несдержанность и низкий уровень самоконтроля (характерно психопатическому и пограничному типу)
Ощущение власти и могущества (когда человек запугивает других и приказывает им подчиняться)
Месть и желание наказать виноватых (В частности тех, кто сделал больно)
Ограбление и использование личных вещей убитых
Желание прославиться и войти в историю
Другие факторы и причины:
Социальная изоляция, чувства покинутости и отвержения
Депрессия и тревога
Экстремизм и вандализм
Свободный доступ к оружию
Желание подражать героям фильмов, книг, сериалов и т.д.
Идеология и духовность, особенности религии и вероисповедания (сатанизм, сектанство и т.д.)
Какой бы ни была причина, решающую роль чаще всего играет психологическая травма и убеждения, лежащие в ее основе. Психика человека в ответ на сильный стресс вырабатывает определенные защитные механизмы, которые позволяют уменьшить чувства тревоги и ущербности. Очень часто они приводят к опасным действиям, неуместным в той или иной ситуации (убийства, насилие, воровство и т.д.) Вот некоторые из таких убеждений (которые я также разбирал в контексте психопатии, садизма и нарциссизма):
«Миром правит закон джунглей и выживает сильнейший»
«Я должен наказать виноватых и доказать свою правоту»
«Убийства и контроль над человеческой жизнью придаёт мне чувство значимости»
«Раз мир был жёстко ко мне, значит, я буду жесток к нему»
«Я особый человек и могу распоряжаться чужой жизнью»
«Принося страдания другим людям, я освобождаюсь от своих собственных»
«Я должен мстить и наказывать тех, кто причинил мне вред»
«Если я терплю унижения и недостаточно себя защищаю, значит, я слабый»
«Я должен очистить мир от зла»
«Если я не убью этих людей, то они продолжат меня мучить»
«Проблемы в отношениях можно решить только физической силой»
Предотвратить школьную стрельбу помогут следующие действия:
Психологический анализ и портрет обучающихся (хотя бы поверхностно)
Измерение уровня отношений ученика с одноклассниками (0 – плохие отношения, 5 – очень хорошие),
Другие методы выявления факторов риска (в частности, в отношении доступа к оружию)
Проведение мероприятий по предотвращению и устранению школьного буллинга (сбор информации о том, кто от него страдает, затем работа психолога с этим человеком)
Условия сострадательной поддержки и безоценочного принятия вместо критики и осуждения
Эти и другие профилактические меры могут не только уменьшить количество школьных стрелков, но и создать более комфортную среду для личностного развития обучающихся. К сожалению, в школе не учат пониманию простых вещей: что такое любовь, как справляться с неприятными эмоциями и выстраивать здоровые отношения. Далеко не все родители могут обучить этому своих детей. Однако, эти простые знания могут стать базой для формирования зрелой личности и умения справляться с любыми эмоциональными проблемами без ущерба себе и окружающим.